Таможня берет добро
На таможне появился непреодолимый барьер для бизнеса — узкий круг компаний-посредниц, которые взимают неподъемную плату с отечественных и иностранных предприятий за право ввозить товары в страну, пишет журнал Корреспондент.
По данным издания, отечественный бизнес спасается бегством в порты соседних государств.
Корреспондент при этом отмечает, что к поборам на границе импортеры и экспортеры уже привыкли, но коррупционная мысль чиновника не стоит на месте, и отныне, чтобы растаможить груз, надо заплатить еще и посредническим компаниям.
Эдуард Бахтигозин, директор компании Мир снабжения, сетует, что услугами посредников импортеров заставляют пользоваться сами таможенники и сотрудники Службы безопасности Украины.
Механизм принуждения прозаично прост — задержка товара в портах, пишет Корреспондент, и добавляет, что сам Бахтигозин ждет растаможку керамической посуды и пластиковой фурнитуры для ванной комнаты.
В то же время, его коллега из крупной западноукраинской компании по производству готовой одежды сообщил изданию: свой груз он смог забрать только после бомбардировки Государственной таможенной службы и СБУ заявлениями и жалобами. Как добавляет журнал, без этого его не пускали — требовали работать с посредниками и по их расценкам, которые выросли до $ 38 тыс. за каждый контейнер.
Именно до такого уровня, по словам импортеров, могут доходить платежи рекомендуемым таможенниками компаниям-посредницам за обеспечение зеленого коридора на украинской таможне.
Корреспондент констатирует, что деньги эти не штраф и не пошлина, возмущаются импортеры, а по сути лишь платеж за право ввозить в страну товар.
В СБУ уверяют Корреспондент, что не имеют никакого отношения к оформлению таможенного груза, а все случаи задержек связаны с предотвращением ввоза контрабанды на территорию Украины. В свою очередь на таможне «заплаканным» предпринимателям полушепотом объясняют, что тормозить грузы на границе — это инициатива, спущенная сверху.
Издание, однако, пишет, что так или иначе украинские морские ворота уже десятой дорогой обходят крупнейшие международные компании, например British American Tobacco, поставщик сырья на Прилукскую табачную фабрику, которая большинство своих грузов уже переориентировала на порт в немецком Гамбурге.
Кроме того, выросло количество таких отказников именно после простоев в середине 2011 года. Больше 40% транзитных грузов ушло в порты соседних стран — Румынии, Германии, Польши и прибалтийских государств.
«И, скорее всего, объем будет увеличиваться, так как ситуация не решается», — говорит координатор наземных перевозок Маерск Украина Андрей Изотов.
По материалам korrespondent.net